среда, 21 января 2009 г.

Просто грусть

Когда-нибудь я напишу свои последние строки… Когда-нибудь я буду подводить итоги своей жизни… Когда-нибудь я в последний раз увижусь со своей спутницей, той, кто дарил мне тепло и надежду на лучшее… Когда-нибудь я забуду о тоске, сковывающей сейчас, как и всегда, мое бренное тело… А эту пьесу я посвящаю всем тем думающим студентам, которые всю свою жизнь отдают на служение Людям. Те, кто захочет меня понять – поймет, а кому же хочется чего-то другого (веселья, бездарного искусства, мотовства), им стоит поискать все это “великое” где-то еще. 

Пьеса
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих 

“Осел и под пышной попоной - осел” Муслихиддин Абу Мухаммед Абдаллах (Саади)  
   
Действующие лица
   
Профессор Зозуля
Алексей, студент
Игорь, студент
Катя, студентка
Светлана, студентка
Баба Люда, уборщица

Действие пьесы проходит в середине 70-х годов прошлого века в лекционной аудитории престижного столичного вуза. Обшарпанные стены аудитории и разрисованные студентами парты-скамейки не мешают профессору Зозуле читать лекцию по философии. Многочисленные студенты к половине лекции стали изрядно уставать от монотонного чтения предмета, пока лектор вдруг не задал неожиданный вопрос. Уборщица баба Люда проходит случайно мимо аудитории, где происходит действие пьесы, и заинтересовывается происходящим в ней, подслушивая за дверью.  

П р о ф е с с о р З о з у л я. Представьте себе ситуацию, когда тонут два человека, один из которых академик и всеми уважаемый человек, а другой никому не известный алкоголик. Подумайте немного, пожалуйста, и ответьте на мой вопрос: кого из них надо спасти в первую очередь, при условии, что спасти вы можете только одного человека?
После вопроса профессора в зале воцаряется молчание, и все студенты с олимпийским спокойствием ждут первого ответа, чтобы с ним либо тихо согласиться, либо выразить бурное негодование по поводу высказанной точки зрения.
И г о р ь. Конечно, надо спасти академика и всеми уважаемого человека, так как он больше нужен стране, чем какой-нибудь пьяница и дебошир. Ученый сможет сделать очень много хорошего для людей, а алкоголик только пьет.
К а т я. (смотрит в окно) А еще от алкоголика плохо пахнет.
А л е к с е й. А еще он себя не контролирует и может причинить вред окружающим его людям.
Многие студенты выкриками с места поддерживают позицию своих однокурсников, но их улюлюканье нарушает Светлана.
С в е т л а н а. Может ни кого не надо спасать, а просто пройти мимо тонущих, вспомните народную поговорку: спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
К а т я. Как ты можешь такое говорить, советский студент?
И г о р ь. Да что ты себе позволяешь, Света?
А л е к с е й. А если бы ты тонула, то тогда запела по-другому, правда же, профессор?
П р о ф е с с о р З о з у л я. Давайте успокоимся и попробуем объяснить Светочке, что она (чуть тише) не поняла смысл вопроса.
К а т я. В речку ее, ребята.
И г о р ь. Она плавать не умеет, утонет в первую секунду, вот увидите.
К а т я. Пусть знает, как такое говорить в СССР.
Со стены с грохотом падает портрет с изображением В.И. Ленина, все испугались. Только Светлана встает из-за парты скамейки, спускается с седьмого ряда на первый и направляется к месту падения портрета вождя. Повесив В.И. Ленина на стену, она возвращается на свой седьмой ряд.
К а т я. Ишь, подлизаться решила, спасительница.
П р о ф е с с о р З о з у л я. (громко) Есть еще мнения по заданному мною вопросу?
И г о р ь. Может, монетку надо было бросить: если орел, то академик, а если решка, то алкоголик.
К а т я. Еще один нашелся.
А л е к с е й. А жену, когда выбирать будешь, тоже монетку будешь подбрасывать?
К а т я. Посмотри на него, он же пожизненный холостяк и неудачник.
П р о ф е с с о р З о з у л я. (обращаясь к Кате) Катя, пожалуйста, не переходите на личность. 
И г о р ь. Ну, я только предложил.
П р о ф е с с о р З о з у л я. Студенты, есть ли в словах Игоря разумное зерно, выскажитесь.
Студенты хором: нет.
П р о ф е с с о р З о з у л я. Больше никто не хочет высказаться, а?
К а т я. Академика надо было спасать и точка на этом.
После слов Кати все студенты замолкли, показывая этим жестом профессору Зозуле, что ответ на заданный им вопрос найден и пора возобновлять чтение лекции.
П р о ф е с с о р З о з у л я. Согласно принципу “бритвы Оккама”, понятия, несводимые к интуитивному и опытному знанию, должны удаляться из науки…
К а т я. (вполголоса) А все-таки дура – Светлана.
А л е к с е й. (еще тише) Игорь же стопроцентный осел.
Лекция заканчивается, профессор и студенты покидают лекционный зал. После их ухода заходит уборщица Баба Люда.
Б а б а Л ю д а. Вообще из ума выжили, заучились, элементарного не понимают. Они что хотят: подплыть к одному из тонущих и спросить, академик ли он? Если же окажется, что он не ученый, а алкоголик, то какие их действия?
В дверях стоит профессор Зозуля.
П р о ф е с с о р З о з у л я. Бросят бедолагу и поплывут ко второму.

Занавес


Александр Трифонов

  


10 комментариев:

alexsoff комментирует...

+2 и вобще надо спасать того, кто меньше всего умеет плавать и того с кем бы ты сам не утонул...

vinhail комментирует...

+3, очень оригинально!!!

denezhka комментирует...

+2, креативненько, но все же образ современного студенчества не раскрыт.

о ценности человеческой жизни судить тяжело, поэтому в момент спасения будешь спасать того кого успеешь.

El Mario комментирует...

+2 работа прекрасная... без коментариев...

viola комментирует...

согласна с denezhka и этому учили еще в школе, жаль студенты подкачали с ответом

Alexandra комментирует...

+2 оригинально =)

LANA комментирует...

+3 все понятно...но я не ненавижу рамки,в которых есть всего два варианта..быть или не быть....в жизни гораздо больше выбора!!!!

Анонимный комментирует...

+3 жаль время старое но очень интересно написано

Marv комментирует...

+2 хорошая пьеса))

Unknown комментирует...

+1 Хочу продолжения!

Отправить комментарий